"Педагогический старт-2017" - Управление образования, спорта и туризма администрации Первомайского района города Минска
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

"Педагогический старт-2017"

Буракевич Ирина Викторовна
ГУО «Средняя школа №137 г. Минска имени П.М.Машерова», учитель
Стаж работы менее 1 года

«Любит – не любит»

В основном все сами выбирают свой жизненный путь. Я не стала исключением. Мечтала стать учителем, «жила» этим с детства.
Поступила в педагогический университет и тут понеслось…
Рассказывали про все трудности, все «подводные камни», ожидающие на пути, ничего не скрывая. А скрывать и не нужно, ведь учитель – это призвание, а не профессия. Кто считает, что это не так, ошибается. Это -правда, убеждалась не раз.
Кто-то не мог смириться с тем, что в будущем он будет учителем и забирал документы. Оно и правильно, если ты не чувствуешь в себе той искорки, того вдохновения и любви, как ты можешь быть педагогом?
Зачем ходить на нелюбимую работу каждый день и все больше и больше начинать ненавидеть остальных, даже против своей воли?
Четыре года прошли незаметно, а тогда казалось, когда же я уже получу свой заветный диплом. Начиная уже с первого курса, постигала ремесло педагога, вливаясь в коллектив и ожидая увидеть лица маленьких школьников, жаждущих получить знания…
Была практика в школах, будучи студентами, у меня и моих однокурсников, но в реальной работе все оказалось по-другому. Ведь студентами мы были все-таки детьми, учились у лучших педагогов, а сейчас нас отправили в самостоятельное плавание без спасательных кругов.
Ожидания отличаются от реальности, но всего чуть-чуть. Я не расстроена, что выбрала эту замечательную профессию. Считаю, что все же это мое призвание (на данный момент). В будущем очень надеюсь, что ничего не изменится.
Если ты учитель, особенно начальных классов, в твоих руках судьбы этих маленьких замечательных детей, которые вслушиваются в каждое твое слово, еще с удовольствием ходят в школу, хотя не очень хотят вставать с утра. Но они готовы проститься со сном, ведь знают, что впереди у них интересный, порой сложный и заставляющий подумать, а порой и не раз, столкнуться со сложными ситуациями, путь.
Дети бывают разными, но задача педагога – подобрать ключик к каждому ребёнку, найти подход. И ко всем подходы разные. Об этом всем ты узнаешь только тогда, когда проникся к ним душой и сердцем. Дети это очень хорошо чувствуют и отвечают взаимностью.
Конечно, не все уроки проходят гладко и так, как хочешь ты, учитель.
Но никто не обещал легкой жизни. Все начинает получаться только тогда, когда класс становится слаженным организмом, начинает дышать и развиваться. И задача учителя – помочь этому организму появиться и двигаться дальше.
Многие говорят, что главное для учителя и его успешной карьеры любить детей. Но так ли это? Достаточно ли просто любви? Хватит ли ее, чтобы стать успешным педагогом? Возможно, но очень мало у кого так получается. Как показывает практика и печальный опыт, дети слишком жестоки. Особенно в начальных классах как по отношению друг к другу, так и к остальным. Но доброты у них тоже хватает.
«Любит – не любит?» – слишком сложный вопрос. Однозначно на него ответить невозможно, ведь в отношении «учитель-ученик» слишком много граней.
Люблю ли я свою работу? Да. Мне нравится дело, которое я выполняю, много чего нравится. Но у позитивной стороны всегда есть та темная сторона, та капелька дегтя в бочке меда: куча документации, не всегда послушные дети, да и так,по мелочам….
Но все эти мелочи, бывает, накатывают с лихвой.
Все люди педагогической, да и не только, профессии хоть раз задумывались об уходе из школы. Бросить все и уйти, не оглядываясь, не видя лица детей, но, несмотря ни на что, оставались….
Почему ?....
Если хорошенько задуматься об этом, то есть только один ответ. Любовь…да-да, любовь в ее сочетании. Не только любовь к детям или чему-то одному, а любовь ко всему.
Именно любовь и к работе, детям, родителям делает учителя настоящим учителем, именно это чувство помогает преодолевать все трудности, возникшие на пути, именно это чувство оставляет учителя всю его жизнь молодым в душе. Любовь – двигатель жизни учителя и без этого чувства невозможна его жизнь.

Гаврилова Ирина Николаевна
ГУО «Учебно-педагогический комплекс детский сад - начальная школа № 31 г.Минска» , учитель
стаж работы 2 года

«Любит - не любит»

Учитель… Как же много всего скрыто в этом слове! Ведь учитель – это не просто человек, который дает знания. Это взрослый, который проводит с ребенком значительную часть времени, общается, делится знаниями и опытом, приучает быть трудолюбивым, формирует чувство патриотизма, отношение к Родине, учебе, школе, сверстникам, да и просто к жизни. Это человек, к которому дети приходят за советом, за помощью, которому не боятся довериться и поделиться чем-то сокровенным. Это старший друг: надежный, добрый, любящий, чуткий, мобильный, эрудированный, добросовестный и современный. Это человек, который часто является примером для подражания, человек, который сможет провести детей сквозь тернистый путь знаний, воспитав достойных граждан, не растратив при этом оптимизма, желания трудиться, легкости общения и доверия детей. Ведь потерять уважение очень просто, а вернуть, порой, просто невозможно.
Иногда так случается, что ребенок сам себе мешает развиваться, связывается с «не теми» людьми и ступает на скользкую дорожку. Как правило, это дети, разочаровавшиеся в людях, это дети, которых недопоняли, недолюбили. И как же важно учителю вовремя заметить, понять, почувствовать, что ребенку нужна помощь! Подобрать нужные слова, найти хорошее там, где оно скрыто глубоко внутри и научить вновь верить в себя – это первостепенная задача педагога, который неравнодушен к детям, который заинтересован в том, чтобы вырастить достойных людей. И если педагогу удается вернуть ребенку веру в себя, дать почувствовать, что он нужен и важен, увидеть в его глазах не обреченность, горечь и печаль от неудач, а надежду в лучшее, уверенность в том, что он сможет, у него все получится - это и есть искусство быть УЧИТЕЛЕМ.
Так как я выросла в семье педагогов, я знаю не понаслышке много примеров полной отдачи работе, бескорыстию, любви к детям.
Моя бабушка уже не работает 30 лет, а ученики не забыли её, они часто приезжают в гости и звонят. Они с благодарностью вспоминают как она выстраивала уроки и чему их учила, каким была для них примером.
Когда моя тетя работала учителем английского языка, ей досталось классное руководство в самом сложном классе в школе. И, впервые войдя в класс, она услышала от детей: «Ну вот, седьмая пришла!». На что она просто улыбнулась и сказала: «И последняя». Дети ее испытывали, как только можно: затевали специально драки, пытались задеть словом. Но, спустя некоторое время, приняли ее, стали к ней прислушиваться и уважать. На её 75-летии присутствовал самый непростой ее ученик. Он рассказал, что если бы не Валентина Алексеевна, то у него в жизнь была бы одна дорожка – и та кривая. Он вспоминал, как она его вытащила и повела за собой.
Несмотря на то, что тетя Валя проработала учителем совсем мало, она смогла добиться от своих учеников безграничного доверия, уважения и любви.
У моей мамы тоже был свой «трудный» ученик. Но, благодаря тому, что она не оттолкнула его в тот момент, когда он нуждался в помощи, а привела на занятия танцами, он раскрылся, стал учиться и хорошо окончил школу, обрёл достойное место в жизни.
Я уверена, что таких примеров существует огромное множество.
Дети любят и уважают тех педагогов, которые к ним не равнодушны, которые проявляют интерес к жизни детей, сопереживают их неудачам и искренне радуются победам, могут спокойно выслушать, понять и дать нужный совет, а также являются высоко квалифицированными специалистами, знают и любят свою работу и интересно умеют организовать и повести за собой класс, живут , а не проживают радости и горести маленьких человечков.
Я стремлюсь, чтобы на мой урок ребята шли с восхищением, радостью, удовольствием, ожидая совместных открытий.
И пусть у меня не всегда всё получается, но горящие глаза моих маленьких учеников, их сокровенные тайны и желания, доверенные мне вместе со сладким леденцом, позволяют мне с уверенностью сказать: «Я – человек на своем месте!»

Данилович Алина Андреевна,
ГУО «Средняя школа №196 г. Минска», учитель
Стаж работы: 10 месяцев

Миссия выполнима?

Учитель –творец прекрасного. Благодаря ему мы знакомимся с различными понятиями, правилами, теориями. Учитель– наш проводник во взрослую жизнь, наш друг, который утешит и подбодрит в трудную минуту. Я всегда считала данную профессию благородной, требующей твердости, огромной силы воли и терпения. И вот я стала частью мира под названием школа. Я стала учителем. Каждый день я задаю себе вопросы: какой я учитель? Обладаю ли я набором нужных качеств? Как стать хорошим учителем?
Порой бывает сложно дать объективную оценку своим способностям, бывают дни, когда у тебя опускаются руки и ты не знаешь, правильную ли ты выбрал профессию. Но когда ты заходишь в класс и видишь лица детей, улыбающихся тебе, интересующихся твоим предметом у тебя уже не остается никаких сомнений. Ты на верном пути. Для меня в работе учителя очень важна двусторонняя самоотдача. Ты должен заинтересовать детей таким образом, чтобы они целый урок сидели и ловили каждое твое слово. А ученики, в свою очередь, должны зарядить тебя энергией и хорошим настроением на оставшийся день.
Одно из первых мест в работе учителя должна занимать подготовка к урокам. У хорошего учителя такая подготовка занимает внушительный промежуток времени. Ведь ты должен не только преподнести новый материал и закрепить старый, но и сделать так, чтобы дети не скучали, чтобы они всё время были чем-нибудь заняты. Ты не должен упускать из виду ни сильных, ни слабых. Ведь главная цель любого учителя– найти что-нибудь занимательное, не бояться экспериментировать и сделать так, чтобы твои ученики ходили на уроки с удовольствием.
Хороший учитель может и не окончить университет с красным дипломом, может чего-то и не знать, но если в нем сочетаются доброта и твердость характера, ум и проницательность, трудолюбие, энергичность и самосовершенствование, то такой учитель, по моему мнению, несомненно, будет номером один.
И самое главное, не стоит отстраняться от детей, отталкивать их, когда они приходят к тебе за советом. Учитель должен быть другом и надежным советчиком для всех своих учеников. Учитель должен быть маяком во время шторма, чтобы даже самые непутевые ученики смогли отыскать правильный путь. Я считаю, что учитель – это призвание.
Быть учителем, несомненно, миссия очень важная и порой опасная, но в конце тебя ждет награда. Я считаю, что ты достиг вершины, когда твои ученики помнят тебя спустя десятилетия, звонят тебе, приходят в гости. Это значит, что свою миссию ты выполнил.


Ковинская Олеся Юрьевна
ГУО «Средняя школа № 203 г. Минска», педагог-психолог
Стаж работы – 2 года

Учитель – только ли профессия?

Сколько бы мы не ошибались, труд учителя состоит в том,
что путём учения характер можно изменить,
а значит – изменить и судьбу
(к/ф «Императорский клуб»)

Восемнадцать лет назад я носила белые банты и улыбалась беззубым ртом, как маленький старичок. Восемнадцать лет назад я робко шагнула за порог подготовительного класса школы, неловко зажав под мышкой букет цветов в ярко-оранжевой гофрированной бумаге. А, когда моя первая учительница спросила меня, кем я хочу стать, когда вырасту, я, недолго думая, прошепелявила: «Я буду воспитательницей, потому что люблю детей». Сейчас я смеюсь, просматривая этот эпизод видеохроники своей жизни. Во-первых, потому, что признавалась в трепетном чувстве к детям, хотя самой только-только исполнилось шесть. Во-вторых, сейчас, восемнадцать лет спустя, я понимаю, что попала тогда если не в яблочко, то где-то очень рядом с мишенью, ибо мне двадцать четыре года и я педагог. А точнее – педагог-психолог.
Психолог он ведь тоже учитель. Только учение его иное, но, наверное, не менее важное. Дисциплина под названием «Пойми, кто ты есть – и не изменяй себе», – так бы я её назвала. А вот именно этого понимания нам всем, признаться, не хватает. Я где-то слышала, что люди, пришедшие в психологию, хотели разобраться, прежде всего, в себе, излечиться или просто понять, в чём смысл происходящего вокруг. Я не исключение. Ведь прежде, чем воспитать кого-то, необходимо начать с самого себя.
Так с чего же всё началось? И как я оказалась там, где сейчас нахожусь? Учитель – только ли это профессия? Попробуем посмотреть на это с точки зрения психологии…

Часть 1. Большой маленький человек

Большое, оно ведь начинается с мелочей
(к/ф «Большая перемена»)

Детство я бы назвала бессознательным этапом взросления: ты уже есть, но для самого себя тебя ещё как бы не существует. Ребёнок – он же, как чистая доска, – что «напишешь», то и получишь на выходе. И, как любое завершение зависит от начала, зачин твой определяется тем, кто неспешно вводит тебя в этот мир. В основном, это прерогатива родителей. Посредством взаимодействия с ними и формируется то, что в психологии называется базовым доверием к окружающему. Маленький человечек как бы прощупывает почву для дальнейших уверенных шагов.
Доверие собственной уникальности – вот первый урок, который преподал мне отец, оказавшись, по сути, моим первым учителем. «Когда ты читаешь, не пытайся угадывать, что думает автор. Главное то, что думаешь об этом ты», – не уставал повторять мне он.
Проблему ожиданий разрешила для меня, в свою очередь, мама. Благодаря ей теперь я понимаю, что проблема не в детях. И не в их оценках. Проблема в том, чего Вы от них ожидаете. Она часто говаривала мне, очертя ладонью уровень груди: «Планка ставится вот здесь. Почему? Поставь её здесь!», – её рука перекочёвывала к невидимой линии над головой. – «В жизни человек, как правило, достигает примерно половину намеченного. Это простая арифметика – чем выше ступень, тем большего достигнешь».
Так, «зарубив себе на носу» ценные советы мамы и папы, я добралась до средней школы.

Часть 2. Отрочество, или поиск истины

…Но не всякие блуждания бесцельны,
особенно блуждания тех, кто ищет истину
за пределами традиций, за пределами
устоев, за пределами видимого
(к/ф «Улыбка Моны Лизы»)

Учитель математики, она же классный руководитель, носила юбки в пол и строгую улыбку. Моё первое знакомство с ней увенчалось пятиминутной релаксацией, когда она, шурша подолом, чинно вошла в класс, потребовав от всех присутствующих, сидящих за новёхонькими партами и напряжённо глядящих вдаль, опустить головы на сложенные руки, закрыть глаза и, наконец, перестать тревожиться и подумать о чём-нибудь приятном…
Под её началом каждый урок математики мог с лёгкостью превратиться в дискуссионный клуб или информационный час. И никакой Пифагор или Ферма были не в состоянии нам помешать.
Многие, возможно, назвали бы её методы ненаучными, а формы преподавания педагогически неоправданными, но в качестве домашнего задания по математике мог случиться просмотр культового, по её мнению, фильма Никиты Сергеевича Михалкова «12», и отныне я знаю, что в вопросах совести, вопреки всем математическим аксиомам, не действуют законы большинства.

Часть 3. Юность, или принятие себя

У всех нас есть проблемы и трудности. И мы все
приносим их вечером с работы домой. Берём с собой
на работу утром. И это вселяет беспомощность.
Понимание того, что ты дрейфуешь в море
без спасательного круга. Тогда как ты думал,
что именно ты и будешь бросать другим круг…
(к/ф «Учитель на замену»)

И вроде бы мы отошли от советской системы преподавания, а противоречия всё же остались. Давайте вспомним диалог двух педагогов из старой советской киноленты «Доживём до понедельника»:
- Им отдаёшь себя всю до капли! А они…
- Что у нас есть, чтоб отдать? Вот вопрос…
- «Дураки остались в дураках», – он пишет. Это кто?!
- В данном случае, боюсь, это мы с Вами… Если он не прав, значит у нас есть время доказать, что мы лучше, чем о нас думают.
- Это кому я буду доказывать?
- Им. Каждый день. Каждый урок. А если не можем, то давайте заниматься другим ремеслом, где брак дешевле обходится.
Итак, вот он. Учитель «старой закалки». Блюститель порядка. Идеалист, если хотите. Авторитет его нерушим и обязателен. Что его отличает от педагога, вступившего в век модернизации? Вы удивитесь, но, пожалуй,… ничего. Как уже было описано ранее, методы преподавания усовершенствовались, система видоизменилась, но… осталась системой, в структуре которой всё тот же принцип авторитета, основанный на мифе непогрешимости взрослого. Проблема в том, что взрослый боится. По-прежнему боится критики в лице подростка, для которого критиковать – дело обыденное, своего рода тренировка, и говорит она о процессе формирования собственных суждений о вещах и событиях действительности.
На мой взгляд, данный миф необходимо развенчать. Привычная нам структура образовательного процесса, в которой на вершине пирамиды – учитель-доминант, следующий культурным постулатам, нуждается в модернизации. Что если современная система – это отсутствие привычной системы как таковой? Основная причина конфликтов в коммуникативном пространстве «учитель-ученик» – это конфликт интересов, подобный извечной проблеме отцов и детей. Учителю невдомёк, чего хочет «молодёжь», подростка так же тяготит стремление взрослого обучить его уму разуму. И порой в этом словесном поединке разительными становятся различия между двумя поколениями. А, может быть, стоит обращать внимание на то, что нас объединяет, а не наоборот? Может быть, вовсе и не нужно казаться такими всезнающими, всемогущими, безукоризненными, а просто – быть? Быть живыми людьми. Признавать поражения и собственную неосведомлённость. Может быть, самое важное умение – это умение стать на сторону ученика и перестать бояться его разочаровать собственным несовершенством?
Одно из новомодных понятий – преемственность в обучении, по-моему, введено как раз, чтобы отобразить простую истину – детям тоже есть чему научить взрослых. Просто взрослые слишком далеко. И процесс обучения уже долгие годы действует фактически в одну сторону.
Я ежедневно сталкиваюсь с учащимися. Агрессивными, уставшими, окрылёнными, мечтающими, взбалмошными, надоедливыми, ленивыми. Наивными первоклашками и ветреными тинэйджерами. Я раздражаюсь, порой теряю терпение, но всё же восхищаюсь и радуюсь общению с ними, не переставая удивляться.
Я не обладатель выдающихся способностей. Не претендую на роль знатока и не стремлюсь к власти. Ярым альтруистом меня назвать тоже нельзя. Но я ежедневно ступаю на «переправу». И пытаюсь в самый ответственный момент быть «на подхвате». Потому что знаю, что встречу таких же, как я, ведь была, есть и остаюсь просто человеком. И хочу отмечать в глазах учащихся не восхищение, а узнавание, вопреки всем возрастным ограничениям. У американцев есть выражение, которое вставляют в разговоре с человеком, изливающим душу в поисках поддержки: «И я там был». Так давайте не забывать об этом и возвращаться к нашим детям, возвращаясь к самим себе.


Кулагина Дарья Николаевна
ГУО «Средняя школа № 137 имени П.М. Машерова», учитель
Стаж работы 1 год

Эссе "Это мой учитель"

Всё, что происходит с нами в жизни, нас чему-то учит. Будь то событие или человек, знакомый или незнакомый... Каждый без исключения является нашим учителем. Сама жизнь - наш учитель. Мы становимся опытнее, мудрее, совершеннее.
На данном этапе моей жизни, моим учителем стала маленькая притча, которая меня неимоверно вдохновила, и в которой я разглядела колоссальный смысл. Хочу с вами ей поделиться.
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды».
Так вот... Чтобы спасать звёзды, нужно этого хотеть. Нужно иметь большую душу, чистую и добрую. Работать учителем невозможно без любви к своему делу, без любви к детям. И именно таким должен быть учитель.
Вы скажете: "Разве можно любить чужих детей?" И многие учителя четко, осознанно ответят: «Нет! Чужих детей любить нельзя! Их можно только уважать… » Но как же можно жить с тем, кого не любишь? Ведь работа в школе это – жизнь…. Без любви к детям учитель немыслим. Доброты и любви никогда не бывает много. Я скажу так:"чужих детей не бывает!"
Ведь с самого первого вступления на порог школы учитель заменяет самого дорого человека - маму. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания.
Учителем может быть не каждый. Учитель - это дар природы, призвание, талант. Потому что - нам, учителям, доверено самое дорогое – ДЕТИ!
Любить ребёнка - это, прежде всего, принимать его таким, какой он есть. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков, «плюсов» и «минусов». Да, они разные: одарённые и обычные, смелые и робкие, хитрые и бескорыстные… Если дети разные, то это не означает, что одни хорошие, а другие плохие. Они просто разные. Прежде всего, нужно изучать ребёнка. Наблюдать, стараться понять, проникнуть в его внутренний мир.
Можно завоевать авторитет высокими требованиями, дисциплиной, но заставить любить - никогда. Ребёнок не откроет тебе душу, пока не увидит, что ты делаешь это первым…
Всегда считала, что между учеником и учителем должны быть доверительные отношения, без этого воспитанники просто будут жить своей жизнью. Дети на добро отвечают добром, за веру в них - поддержкой и уважением. Дети до невозможности взаимны. У учителя, любящего свое дело и учеников, дети с интересом учатся на уроке и дома, они хотят знать больше, глубже и работают творчески. Каждый ребенок должен развиваться согласно своим природным задаткам, а не так, как хочется нам, взрослым, и определяет программа по тому или иному предмету. Детям не нужно знать, насколько каждый из них обогнал остальных или отстал от них. Главное – это движение вперед. Это шаг с одной ступеньки лестницы на другую, более высокую.
«Уча других, учимся сами». Учитель в современном мире - тот же ученик. Я считаю, что учитель должен не только отдавать знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту, самосовершенствоваться. Если рядом с учеником будет педагог, который перестал развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. Нужно постоянно стремиться познавать новое ради себя, ради детей, ради их будущего.
Я рада тому, что могу изучать детей, могу помогать им, могу заниматься делом, от которого получаю удовольствие. Когда они благодарят меня добрыми словами, понимаю, что я на своем месте. В этом и есть счастье педагога. А наивысшая награда за проделанную мной работу – с гордостью сказанные ими слова «Это мой учитель!»


Луговая Елена Николаевна
ГУО «Ясли-сад №383 г.Минска», музыкальный руководитель
Стаж работы 2 года

Эссе «Музыка нас связала»

Музыка нас связала
«Если учитель имеет только любовь к делу- он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он- совершенный учитель…»
Л.Толстой
Вот он - секрет педагога. Педагога, которому тянутся дети, которого ученики уважают и любят всей душой, которого, уже после окончания обучения, вспоминают только теплыми словами.
В жизни абсолютно каждого человека наступает момент, когда следует определиться со своей будущей профессией. На первый взгляд это кажется и не слишком сложной задачей. Но, а если задуматься?
Уже с самого детства мы начинаем представлять себя в будущем. Кем же мы хотим быть?У каждого свои мечты. И я считаю, что именно тогда у нас и зарождается мысль о дальнейшем призвании.
Еще в детстве у меня выявились музыкальные способности. И как полагается, родители привели меня в музыкальную школу. Тогда я даже не могла представить, что выберу себе профессию, связанную с музыкой. А ведь многие дети ходят в музыкальные школы, студии. Они занимаются музыкой, всесторонне развиваются, но в дальнейшем выбирают совершенно другой путь.
А у меня всё случилось иначе, и я ни о чем не жалею. Сейчас я работаю музыкальным руководителем в государственном учреждении образования «Ясли-сад №383 г.Минска».
«Музыкальный»- означает прекрасный, приятный, мелодичный, способный к музыке, тонко понимающий и воспринимающий музыку.
«Руководитель»- подающий руку незнающему, ведущий в новое, неизведанное.
Мы учим любить, понимать, сопереживать. Педагоги-музыканты создают гармоничную личность. Придя в детский в сад и видя восторженные глаза малышей, я поняла, что должна им дать то, чего они от меня ждут. И я стала учиться вместе с ними понимать музыку по-новому, глазами детей. Ведь ребенок- это чистый лист. И наша задача педагогов- формировать личность. От нас зависит насколько правильно и гармонично будет развиваться малыш. А музыкальный руководитель отвечает непосредственно за «строительство» души маленького человечка, его маленького внутреннего мира.
И это действительно большая радость: видеть восторженные глаза ребенка, когда он начинает понимать язык музыки, знакомиться с новыми неизвестными понятиями. И все это, конечно же через игру, сказку, чтобы день за днем все больше и больше приоткрыть дверцу в загадочный и чарующий мир музыки.
Я понимаю, что моя главная задача: воспитать разносторонне развитую личность. Ведь музыка делает нас лучше, духовно богаче, благороднее. А «музыкальный» человек всегда ценился в обществе во все времена.
Профессия, которую я выбрала, лишена рутины, скуки и однообразия. Ты ощущаешь себя в постоянном движении. Ведь «дошколята»- пытливый маленький народ. Они всегда требуют нового, интересного им. Поэтому приходится искать новые методы, подходы, технологии. Я стараюсь научить их воспринимать и понимать музыку, различные виды искусства, научить петь и танцевать. И самое главное- проявлять свою неповторимую индивидуальность.
По-моему мнению, музыкальный руководитель должен быть педагогом-универсалом. Он и музыкант и психолог, вокалист и хореограф, костюмер и художник, сценарист и режиссер-постановщик. Да, порою-трудно! Но,- это того стоит! Потому что, необыкновенно приятно в результате видеть в воспитанниках частичку своей вложенной работы.
Очень тепло и радостно на душе, когда на твоих глазах ребенок раскрывается и становится маленьким артистом. И пусть мои воспитанники не станут выдающимися композиторами или вокалистами, главное, что они вырастут настоящими людьми, умеющими думать, чувствовать и видеть прекрасное вокруг себя.
А ведь всего этого могло бы и не быть, если бы на моем жизненном пути не повстречались прекрасные педагоги, которые не просто передавали свои профессиональные знания, а стали моими наставниками по жизни.
Поступив в музыкальную школу, я попала к талантливому педагогу, которая смогла не только выявить мои музыкальные способности, но и завлечь, заинтересовать и приоткрыть дверцу в удивительный мир, мир музыки.
На протяжении 7 лет обучения в музыкальной школе, я участвовала в различных концертах, фортепианных конкурсах, музыкальных олимпиадах.
Мой педагог дал мне хорошую музыкальную базу, благодаря ей я и поступила в Могилевский государственный музыкальный колледж «им. Н.А.Римского-Корсакова» на отделение Инструментального исполнительства, класс фортепиано.
Годы обучения в колледже я вспоминаю с особой теплотой. Изначально попав к очень творческому, активному, амбициозному молодому педагогу и, действительно, профессионалу своего дела- мне крупно повезло.
Лично для меня Батюкова Лариса Николаевна, тот педагог, с которого теперь я беру пример. Вспоминая наши занятия, я понимаю, она действительно «горела» своей профессией. Ещё на 1 курсе, она мне четко дала понять, что одними лекционными парами и сдачей сессий я не обойдусь. Впереди нас ждет множество концертов, фестивалей, конкурсов. Ведь для того, чтобы чего-то добиться, кроме собственных способностей, данных нам природой, нужно ещё постоянно трудиться и развиваться. Теперь это мой девиз по жизни.
Для музыканта, трудиться- это ежедневные многочасовые самостоятельные занятия, приблизительно по 6-7 часов в день. После музыкальной школы такие занятия казались мне чем-то нереальным. Как можно столько заниматься? И где же найти столько свободного времени?
Сейчас я понимаю, что тогда можно было бы выбрать и другой вариант обучения: просто готовиться к сессиям, но я не могла подвести своего педагога. Ведь она не просто вкладывала в меня свои знания, но и частичку себя, всегда заботясь и поддерживая меня.
За эти 4 года она стала мне второй мамой. Я могла к ней обратиться не только с вопросом по учебе, а даже просто прийти за личным советом.
Лариса Николаевна маленькими шажками подводила меня к успеху. Участие в различных международных и республиканских конкурсах, концертах, музыкальных вечерах и конференциях дало мне большой толчок в профессиональном плане. Такая активная и разнообразная студенческая жизнь приносила мне огромное удовольствие. Ведь ты постоянно находишься в этой необычайной атмосфере музыки.
Каждый конкурс-это шаг к успеху. Но вдвойне приятнее и спокойнее выступать, зная, что в тебя верит твой педагог. Стоя за кулисой сцены или сидя в зале, она всегда переживала за меня, всегда радовалась моим победам, как своим. Это дорогого стоит!
Благодаря Ларисе Николаевне, я окончила колледж с отличием. Она привила мне самое главное- любовь к своей профессии и, конечно же, к своим ученикам.
Ещё великий пианист и педагог Нейгауз Г.Г. говорил: «Тоннель-это весь процесс обучения, и его нужно рыть с двух концов».
Мне очень нравится эта цитата. Ведь благодаря усилию не только педагога, но и ученика, можно добиться больших результатов! Ученик и будет тянуться к учителю, который в свое время, помимо знаний прививает и человеческие качества: любовь к доброму, чему-то высокому. Ведь одно не исключает второго. Должен быть синтез профессиональной базы и теплого, доброго отношения, желания помочь ученику и дать все, что можешь.
Так меня воспитала и моя педагог, которой я безмерно благодарна.
Наверное, это и есть залог успеха педагога.


Мокрецов Михаил Михайлович
ГУО «Средняя школа № 70 г. Минска имени Л.Н. Гуртьева», учитель
Стаж работы 1 год

Школьная ромашка
(лирический рассказ)

В детстве, которое уже дальше, чем тридевятое царство, девчонки учили нас гадать на ромашках. Мы, племя мужское и рациональное, девчачью науку не восприняли и подняли на смех. Но прошло время, и мы стали влюбляться в наших девочек, и весь наш мальчишеский нигилизм был погребен под лепестками простой полевой ромашки…
Прозвенел звонок, все дети высыпались из класса в коридор, также быстро как пшено высыпается через дырочку в холщовом мешочке. Я остался один и скучающим взглядом стал смотреть в окно на школьный двор, где среди ухоженных клумб с бархатцами, астрами и ещё какими-то цветами, росла одинокая ромашка, которая и вызвала мое незатейливое воспоминание. Я смотрел на неё, одинокую и простую, и неторопливо размышлял: о своих ученических и учительских годах, и о том, как незаметно и прочно влюбился в своих подопечных. И вдруг мне стало не по себе: а они, они любят меня? Этот вопрос переполошил всё моё нутро, жгуче захотелось узнать правду! Но как?! Мои глаза бегали по пространству окна, желая ухватиться за какую-нибудь подсказку извне. За рамой текли облака, их волны гладили скрюченные пальцы деревьев, а в самом низу полевая ромашка, маленькое земное солнце, своим желтым загадочным оком смотрело в меня. Неужели ты знаешь человеческие сердца, ромашка?
И я мысленно стал гадать, и полетели лепестки памяти в мои школьные годы, к моим любимым учителям…
В пятом классе мы уже считали себя очень взрослыми, потому что, как настоящие старшеклассники, стали ходить из кабинета в кабинет. В середине учебного года, перед началом урока физкультуры в раздевалку влетел взъерошенный Витек и ошарашил всех новостью:
- Слышали! У нас новая учительница по русскому языку?
- Нет, - дружно покачали головами мы.
- Всё. Всё пропало, - с досадой сказал Витёк.
- Что пропало? Она злая что ли? – удивился я.
- Может и злая, мне почём знать!
- Так почему пропало?
- А я что виноват, что у меня дырка в портфеле? Вот и пропали все мои средиземноморские камушки…
Мы засмеялись и ещё более потерянные, чем Витины камушки, пошли на физкультуру, после которой нас ждал русский язык с новым учителем.
Ольга Николаевна была молода и красива, интересно говорила и почти сразу понравилась нам. Она была доброй и никогда не кричала. Нам нравилось, что она внимательно слушала наши ответы и разрешала иметь собственное мнение. Как-то у нашего Витьки она спросила:
- Кто тебе больше нравиться в басне Крылова - стрекоза или муравей? Витя думал, но ответил так, будто и не думал:
- Стрекоза!
- Но она же ветреная и ленивая, что в ней хорошего, Витя?
- Она весёлая, Ольга Николаевна, а ваш муравей очень уж правильный.
Так наш Витька опять насмешил весь класс...
Через два года муж Ольги Николаевны, высокий и мускулистый, старший лейтенант пограничной службы, увез её на какую-то заставу возле литовской границы. Мы с волнением ждали нового учителя – кто может быть лучше самого лучшего?!
- Здравствуйте, меня зовут Светлана Александровна, - представилась нам незнакомая учительница в белом платье, - я буду вести у вас уроки по русскому языку и литературе. Давайте познакомимся. Какие книги вам больше всего нравятся?
- Тонкие! – сказал Витёк, наш балагур с ломающимся голосом и пушком над губой.
- Виктор, - прочитала на бейдже его имя Светлана Александровна и, мягко улыбаясь, продолжила. - Ты, как и Чехов считаешь, что краткость сестра таланта?
- Да, - пробурчал Витёк.
- А я бы хотела поспорить с тобой и с Чеховым заодно, потому что зачастую всё совсем не так.
- Как? – не выдержал уже я. – Неужели с Чеховым можно спорить?
- Нужно, Миша, обязательно нужно.
Так родилась любовь с первого взгляда. После урока мы долго трещали с ребятами, и всё не могли поверить, что нам разрешили спорить с Чеховым. Особенно был рад Витька, не только балагур, но и заядлый спорщик:
- А можно я первый с Чеховым поспорю! Уж очень мне хочется доказать ему что-нибудь этакое, только я не знаю где он учится.
От этого воспоминания я невольно улыбнулся, но грусть быстро взяла верх над моими чувствами, и я впал в мысленный ступор. Ветер за окном будто бы пролетел и во мне, сорвав все лепестки и оставив голый одинокий и желтый глазик. Любит - гласил последний лепесток, но легче не стало, а ромашек, к сожалению, больше не осталось.
- Михаил Михайлович, - вывела меня из мысленного пике девятиклассница Лиза.
- Что, Лиза? – обернувшись к ней, спросил я.
- Ой, у вас что-то случилось?
- Да вроде нет, а должно?
- Не знаю, просто у вас такое грустное лицо, вот я и подумала, что что-то стряслось.
- Всё хорошо, тебе показалось.
- Ну, раз всё хорошо, то можно вопрос?
- Говори, говори.
- Вы знаете, Михаил Михайлович, сегодня такой хороший день, а вы такой хороший учитель, и мы так вас любим, - заискивающе говорила Лиза, улыбаясь глазами.
- Ну и что же из этого следует? – улыбнулся и я уголками губ.
- А давайте не будем писать диктант!
Я смотрел в глаза своей ученицы, которые, как когда-то и мои, были одновременно и хитрые, и искренние, и на душе становилось спокойно, ум приходил в порядок. Отбросив школьные воспоминания, я шутя ответил Лизе:
- Отличная идея! Зачем писать диктант, когда можно написать изложение!
- А может лучше всё-таки диктант, - ретировалась Лиза.
- Вот видишь, как мы друг друга понимаем, - и в конце моих слов прозвенел звонок на урок…
«Чувства не угадаешь» - подумал я, а «дети не ангелы, не надо ими умиляться, они такие же люди, как и мы» – говорил Сухомлинский...
- Сегодня мы пишем диктант под названием «Ромашковое поле». Кто-нибудь видел такое?
- Что за вопрос?! Ну конечно видели, Михаил Михайлович.
- Тогда начнем, - сказал я и посмотрел на свое «ромашковое поле» девятиклассников.


Подгорнова Кристина Юрьевна
ГУО «Средняя школа № 115 г. Минска», учитель
Стаж 3 года

«Любит, не любит»

«Умение воспитывать - это все-таки искусство,
такое же искусство, как хорошо играть на скрипке
или на рояле, хорошо писать картины,
быть хорошим фрезеровщиком или токарем».
(А.С.Макаренко).

Учитель – это не просто профессия, которой можно научиться, а призвание, с которым нужно родиться и жить, хотя иногда человек желая работать с детьми, может своим трудом, достичь этого таланта. Кто такой талантливый человек – это тот человек, который практически доказал, что может вполне успешно справиться с данным видом деятельности.
Сколько же доброты, милосердия, порядочности и человеколюбия нужно иметь, чтобы в этой жизни, полной обмана и зла, находить силы не только давать детям знания, но и учить их существовать в этих условиях.
Я согласна с высказыванием В.О.Ключевского «Талант - искра Божия, которой человек сжигает себя, освещая этим пожаром путь другим».
Считается, что уж школу-то мы все знаем, все сидели за партами. Однако в ту ли школу ходят наши дети, какую кончили мы, или в другую, даже если здание все тоже? Да и мы то, даже будучи людьми одного поколения, одинаковые школы кончали – или разные, в зависимости от места жительства, состава учителей, от других причин?
Школа по природе своей не очень-то поворотлива и даже консервативна, но во все времена, когда менялось общественная атмосфера, приходилось менять и школе. Все, что происходит в ее стенах, удивительно четко отражает все, что происходит вокруг. И хорошее и плохое.
Часто слышат выражение - «Школа - это второй дом». А ведь это действительно так. В школе проводят значительную часть времени, впервые начинаем понимать, что каждый человек – личность со своим характером и интересами. Здесь мы получаем необходимые знания для дальнейшей жизни и выбора профессии. Школа для каждого человека что-то особенное. Для кого-то – это дом, для кого-то – друзья, а некоторые в ней просто учатся. В каждой школе ее неотъемлемая часть – учителя и ученики. У каждого учителя есть свой любимый ученик, а у ученика - учитель.
К.Ушинский писал: «Педагогика – тончайшее творчество, т.к. дети состоят из сплошных загадок, решать которые придется на протяжении всей жизни».
Умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям – это талант.
Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если просто дать ему книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет инструмент.
Искусство воспитания заключается в том, что воспитывать можно только на собственном примере. Учитель - это тот, кто любит, понимает
истинную суть своей профессии. Он любит и понимает детей, всегда может прийти на помощь в трудной ситуации. Для своих воспитанников он настоящий друг, искренний помощник и мудрый советчик.
Учителем не может стать человек, безразличный к судьбам детей. Ведь с первого до четвертого класса он помогает крохам привыкать к самостоятельной, независимой жизни в обществе. Очень важно, чтобы учитель в первый же день произвел максимально положительное впечатление на своих подопечных, ведь ему совсем не безразлично, что скажет о нем ребенок дома, какое отношение к школе у него сформируется.
Как говорил А.С.Макаренко «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»
Как это благородно - давать другим знания, быть сотником и образцом. Конечно, далеко не каждый может стать настоящим учителем. Для этого нужно много работать, заниматься самообразованием, чтобы уроки стали интересными и полезными.
Каждому учителю хочется, чтобы именно его ученик в будущем добился успеха. И, конечно же, каждому учителю приятно, когда именно так и происходит. Но самой главной радостью для учителя является благодарность учеников.
«Мы всегда должны помнить наших учителей, которые не щадя сил и времени, терпеливо и настойчиво образовывали нас».
Для учителя настоящий праздник – это видеть успехи своих учеников, осознавать, что его старания и усилия помогут им в будущем стать теми, кем они хотят. В день учителя часто приходят взрослые мужчины и женщины – бывшие ученики – с цветами и открытками, что поздравить своих учителей, которых они не забыли, хоть и давно закончили школу

Звонки веселой, звонкой перемены
Веселой трелью льются много лет,
И стали Вам родными школы стены,
Где в каждом классе солнца ясный свет.

Линеек - торжество и педсоветы,
Любовь коллег и всех учеников...
И роз, и гладиолусов букеты -
От первоклашек и выпускников.

Для примера можно привести высказывание детей и взрослых, почему они полюбили именно этого учителя:

1. «Несмотря на большой класс с множеством детей, у учителя всегда находится минутка внимания на каждого. Сколько тепла, сколько улыбок и заботы подарил нам первый учитель! Даже когда что-то было сложно, что-то не получалось, педагог всегда был рядом и терпеливо помогал преодолеть все трудности»
«Учитель, помни: твоя улыбка стоит тысячи слов» К.Д.Ушинский.
2. «Мой любимый учитель – учитель английского языка «N». Об этом человеке можно говорить без остановки. Она любит и прекрасно знает вой предмет, и, что самое главное, все свои знания передает нам.Она добрая и строгая и в любой ситуации старается найти компромисс. «N»очень светлый человек. Когда приходишь к ней на урок, то сам заряжаешься положительными эмоциями, хочется всем улыбаться. Она очень редко «выходит из себя», из каждой трудной ситуации старается выйти с улыбкой и только хорошим настроением. Она помогает нам найти что-то свое в жизни, подчеркивает в каждом его индивидуальность. «N»дарит нам то, что может дать не каждый учитель: тепло своей души, радость от встреч, доброту, лучезарную и светлую улыбку.Она посвящает себя работе целиком, отдавая все душевные силы, всю свою теплоту и участие, чтобы мы поняли».
3. «Моя любимая учительница - "N". Была такая история и думаю по ней можно рассказать, почему именно она у меня любимый учитель. Быстро осматривает класс и спрашивает «Все уже ушли, а ты сидишь? Случилось что- нибудь? » Торопится ко мне. Я знаю, что она это от чистого сердца. Она ко всем ребятам нашего класса очень тепло относится. Я не успеваю ей ответить, а она уже понимает меня без слов (и как же ей это удается?). Возможно, она знает, что я часто сочиняю стихи. Она только показывает мне на часы и уходит. Я уверен, что нашему классу повезло с нашей второй мамой. "N"- учитель необыкновенный. Она очень добрая, искренняя, справедливая. Всё тепло своей души она отдаёт нам, своим детям. Она жила нашей жизнью, переживала за наши неудачи и радовалась нашим победам, старалась помочь и поддержать каждого из нас».
И думаю, все же надо рассмотреть, один вариант, не очень приятный для нас так это то, почему все же находятся учителя, к которым дети бояться идти и не любят их:
1. «Я боюсь отвечать учительнице на уроке. Потому что она, если я не правильно отвечу, позорит меня на весь класс. Однажды я написала диктант на 5. А она испортила настроение,сказав, что я списала».
2. «Когда я учился, у меня была одна учительница, так приходя к ней на урок, все тряслись.… Начиная урок, она начинала с того, что орала следующие слова – «Вы все неучи и ничего в этой жизни не добьетесь».

Можно сделать вывод, по выше сказанному: дети и взрослые, любят тех учителей, которые не только мастерски проводят уроки, но которые могут в сложной ситуации жизни поддержать и помочь.
Если у ребенка не все складывается с учебой, то учитель старается найти те достоинства в нем, которые у него хорошо получается и поясняет ему, что в этом нет ничего страшного. Если он хорошо владеет музыкой, то он постарается привлечь его к музыке, к рисованию, к математике и т.д. Но и будет помогать и в тех предметах, которые ему тяжело даются. Учитель будет стараться найти индивидуальный подход, будет говорить и приводить примеры, что если у него не получается с этим предметом, то это не страшно, значит он талантлив в другом.
Если у него проблемы с родителями, то он поможет, поддержит, успокоит.
Все понимают, как трудно наставлять и воспитывать детей (учеников). Но учителя с честью, достоинством и гордостью выполняют свой долг. Все за это очень благодарны. Ученики никогда не забудем своих учителей, открывшим им дорогу во взрослую жизнь.

Учитель – три слога.
Не так уж и много,
А сколько умений вмещает оно!
Уменье мечтать!
Уменье дерзать!
Уменье работе себя отдавать!
Уменье учить!
Уменье творить!
Уменье детей беззаветно любить!
Учитель – три слога.
Но как это много!
И это призванье вам Богом дано!



Семак Iрына Тадэушаўна
ДУА “Сярэдняя школа № 94 г. Мінска”, настаўнік

Быць пакліканым…
У працы не маеш права:
На роспач,
на слабасць,
На стому.
Твая пачэсная справа —
Жыццё адкрываць другому.
Алёна Руцкая

Настаўнік – гэта проста прафесія, ці штосьці больш? Ці лёгка быць настаўнікам? І наогул: хто такі “сапраўдны” настаўнік? Усе гэтыя пытанні, мне здаецца, хвалююць наша грамадства, таму што кожны чалавек рана ці позна праводзіць нейкі адрэзак часу са сваімі настаўнікамі - людзьмі, якія асаблівым чынам ўплываюць на яго далейшы лёс. У сваёй працы мне б хацелася крыху паразважаць на гэту тэму, асабістым чынам паспрабаваць разабрацца, у чым розніца паміж “проста” настаўнікам, і выдатным настаўнікам. І напачатку я трошкі раскажу пра сябе, бо маё жыццё таксама невыпадкова звязана з настаўніцтвам.
Нарадзілася я ў шматдзетнай сям’і, дзе шум і гоман малых дзяцей вельмі доўгі час не пакідалі нашу хату. Мая маці – настаўніца, таму я заўсёды бачыла, з якім задавальненнем яна рассказвала нам пра сваю працу, пра сваіх вучняў, як цікава праходзіць іх школьнае жыццё. І ўсё гэта мяне, безумоўна, захапляла. Ужо з малых гадоў цікавасць да гэтай прафесіі ў мяне ўзрастала ўсё больш і больш. І так мой лёс павярнуўся, што ў 2016 годзе я скончыла дзяржаўны педагагічны ўніверсітэт у Мінску. Пакуль вучылася, бачыла розных людзей, некаторыя паступалі проста дзеля дыплому, хтосьці, таму што не прайшоў у іншую ўстанову і г.д. І только адзінкі тых, хто сапраўды вырашыў сваё жыццё звязаць з гэтай нялёгкай прафесіяй. Памятаю, як я разам са сваёй сябройкай спяшалася на заняткі па дзіцячай псіхалогіі, школьнай этыцы, педагогіцы, як першы раз праводзілі ўрокі ў школе, як з задавальненнем працавалі ў летніку і яшчэ шмат іншага не менш цікавага. І я гэтым жыла, бо ведала, што ўсё гэта, асаблівым чынам, мне дапаможа ў далейшай маёй працы, дзе не можа быць памылак, дзе кожны дзень я буду сустракацца з дзясяткамі незвычайных і непаўторных, а часамі і з вельмі складанымі жыццёвымі шляхамі дзяцей.
Працуючы ў школе, я заўважыла, што адносіны дзяцей да сваіх настаўнікаў вельмі розныя. Кагосьці вучні любяць, з захапленнем ідуць на ўрокі, заўсёды падрыхтаваныя, з добрым настроем, а кагосьці наадварот, спрабуюць абмінуць, абгаворваюць, скардзяцца, не любяць хадзіць на ўрокі. Гэты настрой перадаецца і настаўнікам, яны ўсё гэта адчуваюць. А чаму так адбываецца? Самае галоўнае ў адносінах настаўніка і вучняў, я лічу, - гэта любоў. Без любові нельга пабудаваць аніякія адносіны. І дзеці і настаўнікі – жывыя істоты, якія заўсёды развіваюцца і ўзаемадзейнічаюць. Таму каб цябе любілі дзеці, каб на твае ўрокі ўсе прыходзілі з вялікім жаданнем, трэба любіць сваіх вучняў. І любіць усіх, нягледзячы на тое выдатнік ён, ці двоешнік, добрыя ў яго паводзіны ці дрэнныя. Усё гэта не мае розніцы, бо любові патрабуе кожны. Кагосьці дома не песцяць, не кажуць пяшчотных словаў, таму для такога дзіцяці настаўнік- адзіная апора і дапамога. Трэба навучыцца пакідаць усе свае праблемы і клопаты дома, там, па-за межамі школы, каб увайшоўшы ў клас вучні змаглі ўбачыць у вас толькі ўсмешку і добры настрой, адчуць вашу любоў і вашу зацікаўленнасць у кожным. І неабавязкова рабіць гэта ўсё перад іншымі, каб астатнія бачылі, як вы добра ставіцеся да сваіх вучняў. Не, гэта не так. Найбольшая радасць для дзіця будзе тады, калі вы проста падыдзіце і паразмаўляеце з ім, абдыміце, скажаце штосьці прыемнае. Каб вучань, які прыходзіць на ўрок, стаў бліжэй да вас, трэба добра ведаць яго гісторыю, чым ён жыве, што зараз адчувае, які ў яго настрой, што на душы. Станьце яму сябрам, тады ён не пабаіцца, і зможа папрасіць ў вас дапамогі, каб вы яму штосьці параілі, а гэта ўжо другі ўзровень узаемаадносінаў, больш сціслы, патаемны.
Мы жывём ў свеце высокіх тэхналогій, свет развіваецца вельмі хутка, тое, што цікавіць нас сёння, праз некаторы час ўжо будзе неактуальна, і з кожным годам тэмп жыцця становіцца ўсё хутчэй і хутчэй. Таму яшчэ адна вельмі важная рэч для сучаснага настаўніка, які жадае, каб яго вучні не страцілі зацікаўленнасць у ім, - гэта развівацца разам з часам, крочыць адной нагой разам з гэтым светам. Добра арыентавацца ў тым, што цікавіць моладзь, падлеткаў, дзяцей за межамі школы. Умець размаўляць з вучнямі менавіта іх мовай, падтрымаць іх размову.
Назіраючы за падлеткамі, я прыйшла да высновы, што для іх вельмі важна тое, хто ты знешне. Гэта значыць, што акрамя добрага ўнутранага стану настаўніка, вучням не ўсё роўна, як яго настаўнік выглядае знешне. У часе, калі многія імкнуцца да ідыялаў, маюць сваіх куміраў, спрабуюць нейкім чынам быць падобнымі да іх, нельга забываць, што для некаторых вучняў мы-настаўнікі і ёсць такія куміры. І гэта адчуваецца. Дзеці не скупяцца на добрыя словы, калі бачаць свайго прыгожага, шчырага і прыемнага настаўніка.
І ўсё гэта незалежыць ад педагагічнага вопыту, ад стажу выкладання свайго прадмета. Няма розніцы, ці настаўнік працуе 20-30 гадоў, ці гэта былы студэнт, які толькі-толькі пачынае свае крокі ў настаўніцкім жыцці, бо, як мы ўжо казалі, настаўнік – гэта прафесія ад Бога, а ўсе астатнія – ад настаўніка. А калі ты пакліканы, то гэта ўжо не прафесія, а твой стан, тваё ўсё жыццё.
І напрыканцы свайго роздуму хацелася б пажадаць, каб у нашым свеце былі толькі “сапраўдныя” настаўнікі, тыя, для каго лёс дзіцяці неабыякавы, каму важны абсалютна кожны. Любіце, цаніце, размаўляйце – і праз гады вы ўбачыце плён сваёй працы!


Таратута Ольга Сергеевна
ГУО «Ясли-сад № 361г.Минска», музыкальный руководитель
Стаж 10 месяцев

Педагог-звучит гордо

Воспитание детей - это лёгкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни. Я как раз видел всегда, что там, где воспитание идет без напряжения, там оно удается. (Антон Макаренко)
Любой педагог, в процессе своей работы задаётся такими вопросами как: «Какими качествами надо обладать, чтобы стать для ученика «любимым учителем?», «Почему к одним учителям дети «тянутся всей душой», а к другим – нет?», «Какой же я учитель?»
В своём рассказе я хочу рассмотреть эти вопросы более подробно и, пожалуй, начну с первого.
Итак, какими качествами должен обладать учитель?
Грамотный педагог – это специалист, применяющий комплексный подход, умело сочетающий различные методики преподавания, доступно и понятно излагающий материал, с теплотой, пониманием и любовью относящийся к детям. Хороший учитель обладает эрудицией не только в своей области, но также и в других сферах. Это позволяет ему завоевать авторитет и доверие.
Поскольку за всю педагогическую практику встречаются разные дети, каждый из которых обладает своим характером, педагог должен выработать уверенность в себе, а также чувство юмора, чтобы при помощи шутки сглаживать напряженные моменты. При этом важно помнить, что преподаватель – это все-таки не друг, поэтому он должен уметь поддерживать дисциплину на занятиях. Педагогу, который приходит в новый коллектив, прежде всего, следует показать свой характер, продемонстрировать умение быть строгим и серьёзным. И лишь со временем педагог позволяет себе стать естественным и свободным.
Очень важно, чтобы человек, постоянно контактирующий с ребенком, обладал еще и коммуникативными качествами. Педагог должен безоценочно относиться к своему подопечному, и это сделает процесс обучения конструктивным.
Роль учителя заключается не в том, чтобы научить, а чтобы помочь детям учиться. Настоящий педагог обязан создать моральную среду, побуждающую детей к обучению.

Почему к одним учителям дети «Тянутся всей душой», а к другим-нет?
Не редкость, что есть педагоги, к которым не хочется идти на занятия, а есть те, занятия которых ты ждёшь с нетерпением. Почему же так происходит? Ответ очень прост.
Есть педагоги, которые умело, пользуются своими качествами, что бы заинтересовать ребёнка с первых минут общения, причём, это у них получается непроизвольно и ненавязчиво. Это сразу располагает и интересует. Есть же педагоги, которым не дано от природы находить общий контакт с детьми и наигранные эмоции только отталкивают ребёнка.
Конечно же, не стоит опускать тот факт, что у детей, как и у взрослых, есть непроизвольная симпатия и антипатия. И даже если ты прекрасный педагог с большим количеством опыта, то это не уберегает тебя от косых и недоверчивых взглядов детей.
Нету точного ответа, почему одни учителя нравятся детям, а другие нет. Всё сугубо индивидуально, но мне кажется, что хороший педагог, всегда найдёт общий язык с детьми. Возможно, не с первого занятия и даже не со второго, но анализируя их реакцию и поведение, он сможет найти подход к каждому.

Какой я учитель?
Над этим вопросом я задумывалась не раз, но точного вывода я так для себя и не сделала. Конечно же каждый преподаватель считает, что он хорош во всех аспектах своей деятельности. Про себя, на данный момент, я так сказать не могу. Будучи молодым специалистом, я стараюсь поглощать как можно больше информации, искать что-то интересное, что поможет мне дальше развиваться в своей деятельности. После каждого занятия я анализирую, что прошло хорошо, что нужно было убрать, а что добавить. Не было ещё такого, чтобы мне всё понравилось, всегда есть над чем работать.
Но параллельно с этим, я не могу сказать, что я совсем неопытная. Читая литературу и благодаря коллегам по работе, за небольшой промежуток времени я получила багаж знаний, которым пользуюсь по сей день.
Так вот, какой же я учитель? Я считаю, что на данный момент, я полный энтузиазма педагог, который готов познавать новое, а так же делать это новое, во благо своей профессии.
Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. ( Антон Макаренко)


ЧЕРНОВЕЦ ВАЛЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
ГУО «Ясли – сад № 545 г. Минска», воспитатель дошкольного образования
Стаж работы: 3 года

Рассуждение на тему:«Какой воспитатель нужен сегодня?»

Мы живем в 21 веке - это общество новейших технологий. И конечно, современный воспитатель должен соответствовать этому времени.
Каким же должен быть сегодня воспитатель в учреждении дошкольного образования?
Это, прежде всего человек, которому присущи такие качества, как:
 гуманизм;
 духовность;
 бережное и чуткое отношение к развивающейся личности;
 любовь к детям;
 профессиональная мобильность и компетентность;
 толерантность;
 креативность;
 эрудиция;
 владеющий информационными и инновационными технологиями;
 умеющий чутко реагировать на потребности современного ребенка и запросы родителей;
 стремление к здоровому образу жизни.
Почему мы сейчас говорим о таких качествах современного педагога?
Возможно, привычные, хорошо известные формы и методы работы воспитателя должны наполниться новым смыслом, новыми идеями. Возникает вопрос: какой современный ребенок? Это не такой ребенок, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания родителей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в учреждениях дошкольного образования.
Современный ребёнок - это житель 21 века, осознающий себя в современном пространстве своей страны, своего города. Ребёнок - носитель субкультуры, присущей только детям дошкольного возраста и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить информационные технологии, уверенно ориентируется в технике, знаком с рекламой. Он многим интересуется и о многом рассуждает, старается проявить максимум самостоятельности и свободы в реализации замыслов, в возможности выбирать и менять что-то самому.
Исходя, из вышеперечисленных особенностей современных детей изменились подходы к организации взаимоотношений и взаимодействия детей и воспитателя. Речь идет о взаимодействии в рамках партнерской (равноправной) деятельности. С учетом этого современный воспитатель выстраивает взаимоотношения с ребенком исходя из его интересов и потребностей.
Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и наставника, и психолога, и артиста, и друга. Воспитатель, работая с детьми, должен постоянно перевоплощаться, чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Ни у кого не вызывает сомнение, что каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. Поэтому задача современного воспитателя направлена на воспитание творческой, коммуникабельной, креативной, самостоятельной личности. Но чтобы воспитать личность, нужно самому быть личностью.
Я убедилась на личном примере, что знания мы должны «открывать» вместе, не я объясню, а мы вместе догадаемся, не я покажу, мы вместе сделаем, не я научу, а мы вместе достигнем. Личное совершенство и саморазвитие воспитателя — один из критериев его мастерства.
Одной из важных задач на современном этапе является умение воспитателя конструктивно взаимодействовать не только с детьми, но и родителями, коллегами, социумом. Воспитателя, обладающего способностью эффективно реализовать личностно – ориентированную модель взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами – можно назвать современным воспитателем.
«Надо любить то, что ты делаешь и, тогда твой труд возвышается до творчества»
М. Горький
Что нужно делать чтобы быть любимым воспитателем?
Перед воспитателем стоит нелёгкая задача — будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, должен понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, — так они отстаивают свою личность.
Быть воспитателем, значит иметь терпение, гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии, сострадание. Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам.
Искусство воспитания заключается в том, что воспитывать можно только на собственном примере. Воспитатель - это тот, кто понимает истинную суть своей профессии. Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.
На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это призвание, которое не каждому дано, ведь если человек занят не своим делом, то он может отбить у детей всякое желание заниматься. Значит, это призвание нужно заслужить своим трудом, своим талантом. Воспитатель должен быть интересен для своих воспитанников: и как друг, как собеседник, и просто как пример для подражания: приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление. Ребенку с ним должно быть комфортно, уютно, безопасно. Только при этом условии, все то хорошее, что мы вкладываем в ребенка, он унесет с собой.

В своей профессиональной деятельности мне было легко адаптироваться к учреждению дошкольного образования, воспитанникам. Работая воспитателем, я поняла, что главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе не стоит работать в детском саду. Поиск, инициатива и творчество, способность принимать и внедрять инновации являются моими обязательными спутниками в педагогической деятельности. В своей работе использую современные педагогические технологии: информационно-коммуникативные, исследовательские, проектные, проблемно-поисковые. Строю педагогический процесс по принципу интеграции образовательных областей, что позволяет мне, осуществлять личностно - ориентированное взаимодействие с воспитанниками.
Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять, обновлять и применять полученные знания с учетом современных требований – так я понимаю требование времени и стараюсь соответствовать ему.
Я уверена, что воспитатель не должен останавливаться на достигнутом. Чтобы добиться успеха в своей профессии, необходимо постоянно искать ответы на вопросы: Как найти путь к юным сердцам, что нужно сделать для того, чтобы осуществились детские мечты, чтобы в мире детей царили гармония и любовь?
Ответственное дело – быть воспитателем в учреждении дошкольного образования, чей главный враг – безразличие.
Быть воспитателем – для меня значит:
В - внимание
О - ответственность
С- справедливость
П - правдивость
И - искренность
Т - толерантность
А - артистизм
Т - трудолюбие
Е - еще доброжелательность
Л – любовь
Ь - мягкость.
По-настоящему любить и принимать детей такими, какие они есть; никогда не останавливаться на достигнутых целях, постоянно работать над собой, совершенствовать свои личные и профессиональные качества; задумываться о том, как я выгляжу в глазах детей, насколько искренне общаюсь с воспитанниками; уметь управлять своими эмоциями, быть оптимистически настроенной, обладать чувством юмора.
Я желаю всем коллегам никогда не терять ориентир и получать удовольствие от соприкосновения с удивительным миром - миром детства!