New - Упраўленне адукацыі, спорту і турызму адміністрацыі Першамайскага раёна горада Мінска
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

New

Педагогическая династия

Сурко Надежда Борисовна, председатель профсоюзного комитета;

Крицкая Елена Борисовна, учитель начальных классов

государственного учреждения образования «Средняя школа   №94 г. Минска».

Меняясь, кружится планета:

За годом – год, за веком – век.

Профессий много на Земле, но эту,

Почетней всех считает Человек.

С древнейших времен и до наших дней профессия учителя была и остается одной из самых важных у всех народов. Благодаря учителям от поколения к поколению передаются знания, опыт, накопленный человечеством. Ни один человек, простой или выдающийся, не смог бы стать личностью, достигнуть тех или иных высот без учителей. Учитель – не просто профессия, это состояние души, если это настоящий учитель. В то же время, профессия учителя одна из самых трудных, требующая полной отдачи своим ученикам не только знаний, но и всех душевных и физических сил, которых почти не остается на свою семью и свой дом. Часто дети учителей, видя самоотверженный труд своих родителей, говорят, что ни за что не будут учителями. Поэтому особо хочется поклониться и сказать огромное спасибо тем учителям, которые не только сами посвятили себя этому благородному труду, но и привили любовь к этой нелегкой, но очень интересной и творческой профессии своим собственным детям. В своей работе профсоюзный комитет школы уделяет большое внимание изучению судеб удивительных людей- учительских династий, чтобы показать такую модель семейного воспитания, в которой дети хотят продолжать дело своих родителей. И не просто хотят, а продолжают и при этом добиваются успеха.

О своей семейной династии с гордостью рассказывает учитель нашей школы Крицкая Елена Борисовна.

Основу педагогической династии в семье заложил мамин отец,мой дедушка, Мотузов Иван Иванович.

Дед родился в 1914 году в бедной крестьянской семье. С малолетства ему пришлось много трудиться. Когда он вырос, тяга к знаниям у него настолько была велика, что он поступил на рабфак и продолжал работать. Затем окончил педагогический институт в городе Витебске, математический факультет. По окончании института работал в школе совсем немного - началась война. На войне он был тяжело ранен, после контузии – оглох. Работать учителем не мог, работал огнеупорщиком: выкладывал печи в хлебопекарнях, на заводах, в домах горожан и сельчан. Камины радовали глаз. Дедушка сам составлял их проекты, расчёты были очень верны, т.к. за его плечами был математический факультет. В городе Гомеле и области дедушку знали почти все директора предприятий, его уважали за честность и профессионализм. А мы, внуки, любили его за доброту и нравственные душевные качества.

         Педагогическую деятельность продолжили и мои родители. Моя мама, Воробъёва Ольга Ивановна, проработала преподавателем иностранного языка более 40 лет в колледже им. Выгодского (ранее педагогическое училище) в городе Гомеле.И на протяжении всех лет была активным членом профсоюза.Я всегда удивлялась,как ей удавалось все успевать!

         Послужной список моего отца, Воробьёва Бориса Степановича, на педагогическом поприще таков:

- учитель истории, русского языка и литературы;

- заместитель директора по учебной работе;

- директор школы;

- инспектор – методист РОНО;

- старший инспектор ОблОНО города Гомеля.    

Дети в большинстве своём идут по стопам своих родителей. И я не исключения из этого правила.   Закончив с отличием педагогическое училище в городе Гомеле, я поступила в Мозырский педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования», стаж работы у меня 24 года. География моей педагогической деятельности обширна (муж – военнослужащий): это школы городов Гомель, Ворошиловград, Поставы, Слоним, Москва, Минск.

Моя дочь, Крицкая Елена Олеговна, окончила гимназию – колледж №24 города Минска,МГЛУ, работает учителем английского языка в нашей школе.

Династии учителей – это не что иное, как сама история нашего государства.

Наша семейная династия учителей – это столетняя цепочка поколений, связанная общим делом, общими проблемами, единым порывом в достижении поставленной цели - учить детей, вложить в них самое ценное и дорогое!

Нашу династию дополняет труд моих двоюродных сестёр: одна учитель английского языка, вторая – преподаватель педагогики, третья - учитель начальных классов.

Хочется верить, что не прервется эта нить, продолжат ее внуки и правнуки.

С полным правом я могу назвать педагогическим гимном нашей семьи следующие слова:

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

что если останется жить Земля,

высшим достоинством человечества

станут когда-нибудь учителя!

Не на словах, а по вещей традиции,

которая завтрашней жизни под стать.

Учителем надо будет родиться

и только после этого – стать.

В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,

Он будет солнце нести на крыле.

Учитель – профессия дальнего действия,

Главная на Земле!

 

Р. Рождественский

 

Педагогическая династия

 

Сурко Надежда Борисовна,

председатель профсоюзного комитета;

Крицкая Елена Борисовна,

учитель начальных классов

государственного учреждения образования «Средняя школа   №94 г. Минска».

 

Меняясь, кружится планета:

За годом – год, за веком – век.

Профессий много на Земле, но эту,

Почетней всех считает Человек.

 

С древнейших времен и до наших дней профессия учителя была и остается одной из самых важных у всех народов. Благодаря учителям от поколения к поколению передаются знания, опыт, накопленный человечеством. Ни один человек, простой или выдающийся, не смог бы стать личностью, достигнуть тех или иных высот без учителей. Учитель – не просто профессия, это состояние души, если это настоящий учитель. В то же время, профессия учителя одна из самых трудных, требующая полной отдачи своим ученикам не только знаний, но и всех душевных и физических сил, которых почти не остается на свою семью и свой дом. Часто дети учителей, видя самоотверженный труд своих родителей, говорят, что ни за что не будут учителями. Поэтому особо хочется поклониться и сказать огромное спасибо тем учителям, которые не только сами посвятили себя этому благородному труду, но и привили любовь к этой нелегкой, но очень интересной и творческой профессии своим собственным детям. В своей работе профсоюзный комитет школы уделяет большое внимание изучению судеб удивительных людей- учительских династий, чтобы показать такую модель семейного воспитания, в которой дети хотят продолжать дело своих родителей. И не просто хотят, а продолжают и при этом добиваются успеха.

О своей семейной династии с гордостью рассказывает учитель нашей школы Крицкая Елена Борисовна.

Основу педагогической династии в семье заложил мамин отец,мой дедушка, Мотузов Иван Иванович.

Дед родился в 1914 году в бедной крестьянской семье. С малолетства ему пришлось много трудиться. Когда он вырос, тяга к знаниям у него настолько была велика, что он поступил на рабфак и продолжал работать. Затем окончил педагогический институт в городе Витебске, математический факультет. По окончании института работал в школе совсем немного - началась война. На войне он был тяжело ранен, после контузии – оглох. Работать учителем не мог, работал огнеупорщиком: выкладывал печи в хлебопекарнях, на заводах, в домах горожан и сельчан. Камины радовали глаз. Дедушка сам составлял их проекты, расчёты были очень верны, т.к. за его плечами был математический факультет. В городе Гомеле и области дедушку знали почти все директора предприятий, его уважали за честность и профессионализм. А мы, внуки, любили его за доброту и нравственные душевные качества.

         Педагогическую деятельность продолжили и мои родители. Моя мама, Воробъёва Ольга Ивановна, проработала преподавателем иностранного языка более 40 лет в колледже им. Выгодского (ранее педагогическое училище) в городе Гомеле.И на протяжении всех лет была активным членом профсоюза.Я всегда удивлялась,как ей удавалось все успевать!

         Послужной список моего отца, Воробьёва Бориса Степановича, на педагогическом поприще таков:

- учитель истории, русского языка и литературы;

- заместитель директора по учебной работе;

- директор школы;

- инспектор – методист РОНО;

- старший инспектор ОблОНО города Гомеля.    

Дети в большинстве своём идут по стопам своих родителей. И я не исключения из этого правила.   Закончив с отличием педагогическое училище в городе Гомеле, я поступила в Мозырский педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования», стаж работы у меня 24 года. География моей педагогической деятельности обширна (муж – военнослужащий): это школы городов Гомель, Ворошиловград, Поставы, Слоним, Москва, Минск.

Моя дочь, Крицкая Елена Олеговна, окончила гимназию – колледж №24 города Минска,МГЛУ, работает учителем английского языка в нашей школе.

Династии учителей – это не что иное, как сама история нашего государства.

Наша семейная династия учителей – это столетняя цепочка поколений, связанная общим делом, общими проблемами, единым порывом в достижении поставленной цели - учить детей, вложить в них самое ценное и дорогое!

Нашу династию дополняет труд моих двоюродных сестёр: одна учитель английского языка, вторая – преподаватель педагогики, третья - учитель начальных классов.

Хочется верить, что не прервется эта нить, продолжат ее внуки и правнуки.

С полным правом я могу назвать педагогическим гимном нашей семьи следующие слова:

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

что если останется жить Земля,

высшим достоинством человечества

станут когда-нибудь учителя!

Не на словах, а по вещей традиции,

которая завтрашней жизни под стать.

Учителем надо будет родиться

и только после этого – стать.

В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,

Он будет солнце нести на крыле.

Учитель – профессия дальнего действия,

Главная на Земле!

Р. Рождественский

 

Гаврилова Ирина Николаевна, учитель, сентябрь 2018

УПК 31Моя «семейная школа»

В современном мире многие люди стремятся узнать историю своей семьи, свои корни, свою родословную. Они ищут среди архивов известия о своих родных и составляют генеалогическое дерево.

В среде педагогов также можно отыскать историю отдельно взятой семьи и составить своеобразное генеалогическое дерево…

Я родилась в необычной семье. На первый взгляд это среднестатистическая семья, но если посмотреть внимательнее, то сразу бросается в глаза то, что практически все мои родные – Педагоги.

Я считаю, что наша педагогическая династия началась с моего прадеда - Храменкова Ивана Миновича. Он закончил всего два класса Тихиничской церковно-приходской школы (Гомельская обл., Рогачевский р-н), но по меркам начала 20-го века считался очень грамотным человеком. Он очень много читал, интересовался событиями в стране и в мире, знал много стихов, всегда читал вслух газеты и книги… Семья была большая, дружная – семеро детей. Жили трудно, но прадедушка всегда поддерживал стремление учиться, узнавать новое.

Наверно поэтому три дочери из семьи Храменковых стали учителями. Спесивцева (Храменкова) Лидия Ивановна – старшая сестра моей бабушки. Она в 1934 году закончила Рогачёвское педагогическое училище и работала учителем начальных классов во многих школах разных городов Советского Союза, куда направляли работать её мужа – офицера Советской Армии.

Дочка бабушки Лидии (Спесивцева Валентина Алексеевна) также стала учителем. Она закончила в 1962 году Киевский государственный институт иностранных языков. Работала учителем английского языка в г. Киеве.В начале трудовой деятельности тете Вале пришлось не легко. У нее был самый сложный в школе класс. Сколько же терпения, сил и труда она вложила в своих детей! Дети ее испытывали, как только можно: затевали специально драки, пытались задеть словом. Но, спустя некоторое время, приняли ее, стали к ней прислушиваться и уважать. На её 75-летии присутствовал самый непростой ее ученик. Он рассказал, что если бы не Валентина Алексеевна, то у него в жизни была бы одна дорожка – и та кривая. Он с благодарностью вспоминал, как она его вытащила и повела за собой. Несмотря на то, что тетя Валя проработала учителем совсем мало, она смогла добиться от своих учеников безграничного доверия, уважения и любви.

Моя бабушка (Коваленко (Храменкова) Надежда Ивановна) родилась в 1927 году. Она росла и смотрела на старшую сестру и брала с нее пример во всем, в том числе и в желании стать учителем. Но годы Великой Отечественной Войны чуть не погубили бабушкину мечту… После войны пришлось самой снова идти в школу, чтобы вспомнить забытые знания. Поэтому бабушка только в 1949 году закончила Бобруйское педагогическое училище.Ее направили работать в Западную Беларусь – Воложинский район Минской области в малокомплектную начальную школу, входящую в Линковскую 8-летнюю школу. Там она познакомилась с моим дедушкой - Коваленко Фёдором Константиновичем, который работал учителем белорусского языка и литературы. К сожалению, дедушку своего я знаю только по рассказам бабушки и мамы. Он проработал в школе 35 лет. За время своей трудовой деятельности бабушка и дедушка были активными членами профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, неоднократно награждались грамотами за активную и плодотворную деятельность.

Очень много интересного о профессии учителя я узнала от своей бабушки. Именно благодаря ей, изучение вопроса «преподавание в малокомплектных начальных школах» стало для меня не просто сухими и скучными книжными выдержками, а интересными (а часто и грустными) историями из опыта работы моей бабушки. Она рассказывала, как трудно было учить маленьких детей в послевоенное время: заниматься приходилось в полуразрушенной школе, в которой не было отопления. Дети сидели за грубо сколоченными столами на скамейках по 6 человек. В классе они не снимали верхнюю одежду, так как было очень холодно. Приходилось заниматься во вторую смену. Зимой темнеет рано, а в классе была только одна керосиновая лампа, для которой приходилось экономить топливо… Бабушка старалась составить расписание таким образом, чтобы сначала провести письменные уроки. А потом в сгущающихся сумерках она подходила к окну, и сама читала детям… Из-за этого у нее позже возникли большие проблемы со зрением. Также добавляло сложностей то, что бабушка работала в малокомплектной начальной школе и преподавала одновременно в двух классах численностью по 30 человек!

Уже будучи студенткой и изучая методики преподавания предметов, я поняла, как сложно бабушке было составить такой план-конспект урока, чтобы каждый ученик был занят делом! Для меня так и осталось загадкой, каким образом ей удавалось учить детей читать, писать и считать, работая одновременно в 1 и 3 или 2 и 4 классах!..

Скоро моей бабушке исполняется 91 год, но она да сих пор полна оптимизма, энтузиазма, очень любит читать, смотрит научно-популярные передачи. Всегда при встрече интересуется моими успехами, проблемами, часто сравнивает систему преподавания, дает мне советы.

Бабушка и дедушка стали примером для подражания для моей мамы. Она закончила физический факультет Минского государственного педагогического института имени Максима Горького. Мама учила детей достаточно сложной, но очень интересной науке: физике. Работать она пошла совсем рано – в 21 год, но это не помешало ей стать квалифицированным учителем. Она не только учила детей физике, но и прививала им любовь к своей стране, к своим корням. Мама во время летних каникул вместе с детьми отправлялась в походы по красивейшим и исторически знаменитым местам белорусского Полесья. Одним из таких походов было посещение родины деда Талаша и встреча с его сыном Панасом…

С 2001 года мама работала методистом в Республиканском центре технического творчества учащихся, была руководителем кружка «Ковроткачество». Где бы она ни работала, мама всегда принимала активное участие в профсоюзной работе, за что награждалась Почетными грамотами.

Морозова (Храменкова) Валентина Ивановна – младшая сестра моей бабушки также стала учителем. Она закончила в 1952 году Могилёвское педагогическое училище. Работала учителем начальных классов в деревне Ширки (Мстиславльского района Могилёвской области), с 1962 года – в средней школе № 64 г.Минска, затем – в средней школе № 20 г.Минска. Ее общий педагогический стаж 34 года.

В педагогическую династию нашей семьи вошла и мамина двоюродная сестра Старостина (Корбут) Елена Михайловна. Она закончила в 1979 году филологический факультет Белорусского государственного университета. Работала пионервожатой, затем учителем русского языка и литературы в средней школе № 9 г.Бобруйска, с 1985 года – методист Дальневосточного краевого Дома пионеров в г. Владивосток. Там она основала школу раннего развития на базе Дальневосточного краевого Дома пионеров, где работает и по сей день.

Тетя Лена – активная, инициативная, фонтанирующая идеями, не унывающая, всегда готова прийти на помощь, поддержать, дать мудрый совет, - неоднократно была председателем профсоюзного комитета Дальневосточного краевого Дома пионеров в г. Владивосток.

Ее родной племянник и внук родной сестры моей бабушки - Корбут Кирилл Николаевич- в 2017 году закончил факультет теологии Белорусского государственного университета. Он преподает в воскресной школе, также работает в Петропавловском соборе уставщиком, является сотрудником информационно-аналитического отдела по связям с общественностью в Белорусском государственном университете, учится в магистратуре БГУ.

Бабушкина двоюродная сестра Мальцева (Гавриленко) Ольга Андреевна начала педагогическую деятельность еще до войны. Во время Великой Отечественной войны она вместе со своим мужем Мальцевым Александром Клементьевичем ушли в партизанский отряд. За их «головы» немцы назначили большую награду. Их пятилетний сын Евгений попал в концлагерь и в числе других детей был донором крови для немецких солдат. К счастью после освобождения они встретились, судьба была к ним милосердна. Бабушка Оля стала опять работать в школе, дедушка Саша – был директором знаменитого совхоза «Красный Берег» на Гомельщине, а дядя Женя стал врачом-эндокринологом.

Родная племянница Мальцевой Ольги Андреевны – Зверькович (Гавриленко) Светлана Арсеньевна тоже посвятила себя педагогической работе. Она закончила Минский педагогический институт имени Горького (дошкольное отделение) и работала воспитателем в детском саду г.Бабруйска.

При таких корнях я не могла выбрать другую профессию, хотя пыталась, даже закончила Минский государственный медицинский колледж и отработала 2 года фельдшером-лаборантом. Но все время ощущала, что занимаю не свое место. Поэтому поступила на факультет начального образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка и в 2015 году стала работать учителем в учебно-педагогическом комплексе детский сад-начальная школа № 31 г. Минска. За три с небольшим года работы я успела понять, что профессия учителя - интересная, творческая, многогранная. Я решила, что буду для своих учеников не просто урокодателем, а буду учить их дружить, уважать старших, любить свою землю, народ, стать в будущем нужным членом общества, принимать активное участие в жизни класса и школы. Поэтому я должна быть для них примером. Подтверждением этого является моя деятельность в профсоюзной жизни и оценка моей работы, выраженная участием в VIМинском молодежном фестивале педагогических идей и решений, а также победой в Первомайском районном конкурсе «Педагогический старт», результатом чего стала статья «Любит-не любит» в сборнике конкурсных материалов «Педагогический старт – 2017», в которой я поделилась своими взглядами на работу учителя.    Ведь учитель – это не просто человек, который дает знания. Это взрослый, который проводит с ребенком значительную часть времени, общается, делится знаниями и опытом, приучает быть трудолюбивым, формирует чувство патриотизма, отношение к Родине, учебе, школе, сверстникам, да и просто к жизни. Это человек, к которому дети приходят за советом, за помощью, которому не боятся довериться и поделиться чем-то сокровенным. Это старший друг: надежный, добрый, любящий, чуткий, мобильный, эрудированный, добросовестный и современный. Это человек, который часто является примером для подражания, человек, который сможет провести детей сквозь тернистый путь знаний, воспитав достойных граждан, не растратив при этом оптимизма, желания трудиться, легкости общения и доверия детей. Ведь потерять уважение очень просто, а вернуть, порой, просто невозможно…

Все мои родные отдавали полностью себя профессии, не считаясь со своими интересами, временем и здоровьем. Они для меня являются примером полной отдачи работе, бескорыстию и любви к детям.

Невозможно написать обо всех моих родственниках, которые трудились и трудятся на ниве просвещения. Я рассказала только о самых близких, самых родных. Кроме того, учителями работают племянники и внуки моих дедушки и бабушки, троюродные сестры моей мамы и т.д. Порой мне кажется, что если бы была возможность собрать всех педагогов нашей семья, то можно было бы открыть «семейную» школу, в которой велись бы все предметы моими родственниками. А общий педагогический стаж нашей семейной династии – более 300 лет!